Рассказ Дм. Игнатова «Эффект Тангейзера» впервые опубликован в периодике в 2021 году и с тех пор неоднократно переиздавался. При помощи фантастического приёма – обратив ход времени вспять – автор рассказывает о реальном и узнаваемом: в каждом взрослом живёт ребёнок, каждый взрослый «помнит то время, когда он был счастлив». Всё в нашей жизни хрупко и преходяще; одно всегда сменяется другим, новым; вернуться в прошлое в реальности невозможно. Но сила памяти велика, «даже неживые родные остаются живыми, пока мы о них помним».
«Современные люди перестали верить в чудеса, но не отказались от своей мечты. Создание и использование беспилотных летательных аппаратов – дронов – стало убедительным результатом воплощения сказки в жизнь. В недавнем прошлом беспилотники имели исключительно военное применение, а теперь они ищут и спасают людей, тушат пожары, благодаря дронам можно исследовать новые культуры и страны», – сказано в колонке редактора журнала «Дрон» Олега Роменко.
Наука, а вместе с ней прогресс, неустанно движутся вперёд, осваивая всё новые и новые горизонты познания. Если раньше некоторые вопросы, связанные, к примеру, с сознанием и мышлением, казались нереальными, даже где-то фантастическими, то сейчас, базируясь на аксиомах пространственно-временного континуума, они получают научное объяснение. Но фантастика по-прежнему остаётся фантастикой, даже с уточнением «научная». В журнале рассказы научной фантастики можно встретить в разделе, который, как мне кажется, наиболее точно отражает концептуальное предназначение этого жанра – «Полёт навигатора». И если пойти от историко-этимологического определения, то это «проводник», указывающий направление движения. По стечению обстоятельств ли, или с неопровержимым доказательством воплощения сказки в жизнь, но и в рассказе, попавшем в названную рубрику, «полёт» в мечту детства проходит по навигатору «небольшого китайского будильника» со стрелками, изменившими своё направление движения.
«Эффект Тангейзера» (журнал «Дрон», № 2 (3) 2022) – небольшой рассказ с глубоким пониманием хрупкости жизни. Главный герой вместе с магнитной пластиной будильника, повёрнутой вспять, возвращается в своё прошлое. Там, где он мальчонкой был в окружении близких и родных, где не нужно было ничего пояснять и решать, где всё, что хотелось, заключалось в таком простом и непритязательном желании – быть счастливым. Где на «зелёном ковре его ждали машинки, человечки и построенный из кубиков город», где детство не заканчивалось разорванной пижамкой и царапиной от крючка. Наивное ребячество и тоскливая нежность связаны с каждой вещичкой, частичкой бытия, которая как «навигатор» уносит нас в детство. «В них теплится память владельцев». Для кого-то это просто хлам, ветошь, старьё, а для кого-то трогательные воспоминания, родные мотивы. Которые даже в грустной опере «какого-нибудь занудного Вагнера» воспроизводят дорогие сердцу мелодии.
Рассказ «Эффект Тангейзера» с простым сюжетом, открытыми и чистыми порывами ребёнка, оставшегося внутри взрослого, умело перекликается с неизбежными «взрослыми» случайностями и многозначительными рассуждениями. Мы привыкли подавлять неприятные эмоции, не обращать внимания на досадные оплошности, забывать печальное прошлое и шагать в настоящее будущее. Смотреть вперёд. Такие тягостные обстоятельства как утрата близких – сменяются рождением, потеря важного – приобретением нового. Писатель в своём рассказе тоже играет на этих контрастах: маленькая девочка в кроватке с игрушками превращается в красивую блондинку на фотографии. Даже неживые родные остаются живыми, пока мы о них помним. Трагично не то, что они уходят, и даже не то, что «мы с ними расстаёмся», а то, что мы не можем вернуться. То, что как бы ни было тяжело, всё равно «настанет новый день». Жизнь продолжается, просто тех, кто нам дорог, в этой жизни уже нет. И не будет. Какими бы сильно ни был человек занят встречами, переездами, обустройством и прочими житейскими задачами, – он всегда помнит то время, когда он был счастлив.
Рассказ мягким и лиричным настроем оголяет живой нерв, каждый из нас подсознательно возвращается вместе с маленьким Витей и маленькой Катей к своей детской поре. Писатель, по сути, такой же маленький мальчик, чьи рассказы, как игрушки, монотонно и динамично погружают в фантазии. Нам бы следовать за ними и понимать, что это не игра разума, а самый настоящий «навигатор», чтобы мы не заблудились и не канули в пропасть захламленного рутиной сознания. «Его ждало ещё множество выдуманных историй, полных загадок и приключений, но обязательно со счастливым концом». Ничего не забывается, пока есть память прошлого. «Главное, помнить, что возможно всё…».
Автор статьи: Ольга Александрова
Оригинал на портале Pechorin.net