Рассказ-новелла «Нейрокапсула» Дмитрия Игнатова косвенно проходит по теме «переселения души» и напрямую продолжает историю учёного-экспериментатора, учёного-авантюриста, учёного-человека, тщеславного и целеустремлённого, резкого и вспыльчивого, но доброго, ранимого, живого и эмоционального, который (небольшой спойлер из повествования предыдущих рассказов авторского сборника «Великий Аттрактор») был помещён в нейрокапсулу, для того чтобы преодолеть космическое пространство.
Рассказ начинается с ретро-кадра в деревенском доме, где шаг за шагом, вздох за вздохом показана жизнь учёного-физика на берегу лесного озера. Где он занимается привычным ему домашним хозяйством, собирает грибы или чистит картошку:
Гулко падает очисток в ведро. Брякается об эмалированное дно, побитое сколами, подёрнутое оранжевой ржой. Скрипит нож в хрустящей крахмальной мякоти.
Но чем больше погружается Петрович в монотонный процесс, тем привычнее его раздумья о науке, о природе материи, о пространстве и времени.
И вот снова удачное переплетение данного рассказа с деревенской прозой и направленностью поэзии, представленной в этом номере журнала «СМОг»: «осень наступает, раздевает яблони в саду, золотит рябины на полянах, пунцовой краской расписывает осины на болотистом бережке; грустит Петрович, по болотистому бережку мимо осин пройдёт, по-за кустами траву обшарит, каждый гриб он знает. Каждому имя дал. Малыши-маслята. Толстяки-белые».
Лирическое образное повествование и гуманистическая жизненная позиция автора определяют рассказ скорее в жанр «мягкой», нежели твёрдой фантастики. А «космичность» здесь связана не с привычными в космооперах взмахами «звёздных» бластеров, а повторяющимся из абзаца в абзац смыслом: «Человек – есть часть космоса».
Автор статьи: Ольга Александрова
“В унисон с природой человек
способен подняться выше суеты…”
Полный текст на сайте журнала “Новая литература”