Знание само по себе есть сила / 2023 г.
(фрагмент обзора журнала “Знание – Сила”)
К литературным публикациям седьмого номера журнала «Знание-сила» за 2023 год относятся материал о Г.Р. Державине, статья «Достоевский – писатель, придумавший XX век», а также исследование о фантастической литературе – «Писатели vs эксперты. Гонка воображения». В конце выпуска можно прочитать рассказ писателя-фантаста Дм. Игнатова «Терра Пиус» (Terra-Pius).
<...>
Закрывает журнал рубрика «Страна Фантазия» с фантастическим рассказом о планете, на которую волею судьбы попадает космический путник, пройдя по неосторожности горизонт событий и оказавшись внутри чёрной дыры. Буквально с первого абзаца читатель погружается в тёплый «кварцевый песок, который из-за горящего сине-фиолетового неба кажется тоже фиолетовым». Планета населена высокоразвитой цивилизацией так называемых терапевтов.
Автор умело играет на словоформах – «Терра Пиус» (Terra-Pius), так называется рассказ Дмитрия Игнатова, начинающийся с диалога одинокого человека и некто или нечто, принявшего облик «терапевта».
Из описания «фигуры в длинной белоснежной кофте с красным мальтийским крестом на груди» и торчащих прямо из песка «Т-образных крестов» мы понимаем, что образ рыцаря-госпитальера идёт от «крестоносцев», которые обустраивали крепости по дороге в обетованный Иерусалим, чтобы лечить паломников. Такая христианская отсылка семантически подчёркивает мотив повествования – жить и получать удовольствие от жизни, не в смирении, а в совершенствовании, благодаря наукам и технологиям.
И вот один из таких паломников-исследователей оказался неожиданно среди «терапевтов» Пиуса. Совершенно этого не желая.
Ведь ещё недавно этот человек летел на космическом корабле! Мечтал изведать новые миры и открыть новые цивилизации. Теперь он нехотя ведёт с «рыцарем» беседы на темы психологии и этики, но вспоминает при этом о другом… о самом простом, о жизненном и привычном:
«Жена долго раздумывала перед вторыми родами. Беспокоилась, всё ли нормально с первым пацаном. А ему, казалось, всё было до лампочки. Да и всем его ровесникам тоже. Это мы волновались и всё боялись чего-то. Шутка ли! Первое поколение детей, рождённых в космосе. Бедняжки же никогда не увидят Землю. Но им было всё равно. Детям и правда всё равно, где жить. Они носились по длинным кольцеобразным коридорам корабля, рвали яблоки и клубнику в оранжерее, забирались наверх в центральный отсек и барахтались в невесомости».
Фантастический сюжет и научная составляющая позволяют отнести рассказ к жанру гуманитарной фантастики, где делается акцент на внутренних переживаниях героя.
Хотя в рассказе поднимаются и фундаментальные вопросы: о смысле жизни. О внеземном контакте, о цивилизационных различиях и выживании в космосе. Монахи-отшельники, коими рисуются в рассказе «терапевты», создают свой «дивный новый мир» и имеют свою философию. Они биологически бессмертны, живут и наслаждаются жизнью. Это для них абсолютное благо и цель всей цивилизации. Потому «упавший» к ним человек кажется им странным со своим отчаянным желанием умереть… или даже «больным», которого нужно вылечить. Вернуть ему жажду к жизни! Даже если это придётся делать… 100 раз.
И хотя рассказ Дмитрия Игнатова не совсем о «воде», но «вода» встречается здесь в различных описаниях:
«… рыцарь заботливо ставит в песок пластиковую бутылку с водой. На жаре её поверхность, словно по́том, моментально покрывается конденсатом, так что я буквально вижу, какая она холодная».
Если мы вернёмся к главной теме журнала и перефразируем название статьи, то жажда знаний и есть сила жизни.
<...>
Автор статьи: Ольга Александрова
Полная версия на сайте Pechorin.net